Заголовок: Централизованное тестирование по биологии, 2017
Комментарий:
Готово, можно копировать.
РЕШУ ЦТ — биология
Вариант № 3103

Централизованное тестирование по биологии, 2017

1.  
i

Ука­жи­те, какое общее свой­ство живых ор­га­низ­мов от­ра­же­но на ри­сун­ке:

1) пи­та­ние
2) раз­ви­тие
3) са­мо­ре­гу­ля­ция
4) един­ство хи­ми­че­ско­го со­ста­ва
2.  
i

Ком­по­нент био­це­но­за, вклю­ча­ю­щий в себя опре­де­лен­ные живые ор­га­низ­мы,  — это:

1) био­топ
2) кли­ма­топ
3) ми­ко­це­ноз
4) гид­ро­сфе­ра
3.  
i

По хи­ми­че­ской при­ро­де по­ло­вые гор­мо­ны че­ло­ве­ка яв­ля­ют­ся:

1) бел­ка­ми
2) ли­пи­да­ми
3) по­ли­са­ха­ри­да­ми
4) нук­ле­и­но­вые кис­ло­ты
4.  
i

Рас­щеп­ле­ние по фе­но­ти­пу в F1 со­ста­вит 1 :1 при скре­щи­ва­нии ор­га­низ­мов с ге­но­ти­па­ми:

1) Рр и рр
2) Рр и Рр
3) РР и рр
4) PPRR и ррrr
5.  
i

Ука­жи­те уни­каль­ный при­род­ный ком­плекс, име­ю­щий в Рес­пуб­ли­ке Бе­ла­русь ста­тус на­ци­о­наль­но­го парка:

1) На­ро­чан­ский
2) Сви­тя­зян­ский
3) Бе­ре­зин­ский био­сфер­ный
4) Цен­траль­ный бо­та­ни­че­ский сад На­ци­о­наль­ной ака­де­мии наук Бе­ла­ру­си
6.  
i

Про­чи­тай­те текст. Вы­бе­ри­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых даны опи­са­ния фи­зио­ло­ги­че­ско­го кри­те­рия вида Кув­шин­ка белая:

 

(1)Цвет­ки у кув­шин­ки белой пла­ва­ю­щие, оди­ноч­ные, белые, круп­ные (до 20 см в диа­мет­ре). (2)Цве­тет она с июня до сен­тяб­ря, цвет­ки опы­ля­ют­ся на­се­ко­мы­ми. (З)Опы­лен­ные цвет­ки по­гру­жа­ют­ся в воду, где про­ис­хо­дит со­зре­ва­ние и раз­ру­ше­ние плода (на сле­ду­ю­щий год в ав­гу­сте  — сен­тяб­ре). (4)Плоды у кув­шин­ки ша­ро­об­раз­ные, мно­го­се­мян­ные, с круп­ным меш­ко­вид­ным вы­ро­стом. (5)Кув­шин­ка про­из­рас­та­ет в во­до­е­мах, бо­га­тых био­ген­ны­ми эле­мен­та­ми. (6)Она встре­ча­ет­ся в озе­рах, ка­на­лах, за­во­дях рек с мед­лен­но те­ку­щей водой на глу­би­не до 2,5 м.

1) 1, 4
2) 2, 3
3) 3, 4
4) 5, 6
7.  
i

В ка­че­стве при­ме­ра вто­рич­ной эко­ло­ги­че­ской сук­цес­сии можно рас­смот­реть сук­цес­сию, ко­то­рая на­чи­на­ет­ся на:

1) пес­ча­ных дюнах
2) за­бро­шен­ной пашне
3) голой скаль­ной по­ро­де
4) мор­ском ост­ро­ве, об­ра­зо­вав­шем­ся после зем­ле­тря­се­ния
8.  
i

Угро­за об­мо­ро­же­ния выше при мо­роз­ной по­го­де с силь­ным вет­ром, чем в без­вет­рен­ную по­го­ду. Это при­мер:

1) дей­ствия ли­ми­ти­ру­ю­ще­го фак­то­ра
2) не­за­ме­ни­мо­сти эко­ло­ги­че­ско­го фак­то­ра
3) вза­и­мо­дей­ствия эко­ло­ги­че­ских фак­то­ров
4) дей­ствия био­ти­че­ских эко­ло­ги­че­ских фак­то­ров
9.  
i

Из че­ты­рех пред­ло­жен­ных при­зна­ков три можно от­не­сти к одной боль­шой че­ло­ве­че­ской расе. Ука­жи­те «лиш­ний» при­знак, ко­то­рый к этой расе не от­но­сит­ся:

1) за­мет­но раз­ви­тый эпи­кан­тус
2) упло­щен­ное, с хо­ро­шо вы­ра­жен­ны­ми ску­ла­ми лицо
3) вы­ра­жен­ный во­ло­ся­ной по­кров в виде усов у бо­ро­ды на лице у муж­чин
4) ис­то­ри­че­ский ареал — Во­сточ­ная, Се­вер­ная и Цен­траль­ная Азия, Се­вер­ная и Южная Аме­ри­ка
10.  
i

Ука­жи­те при­мер дей­ствия ста­би­ли­зи­ру­ю­щей формы есте­ствен­но­го от­бо­ра:

1) адап­та­ция сор­ня­ков к раз­лич­ным ядо­хи­ми­ка­там
2) по­яв­ле­ние в по­пу­ля­ции обык­но­вен­но­го каль­ма­ра ги­гант­ских осо­бей
3) фор­ми­ро­ва­ние по­кро­ви­тель­ствен­ной окрас­ки у самок глу­ха­ря при рас­ши­ре­нии аре­а­ла
4) под­дер­жа­ние вы­со­кой проч­но­сти тка­ней цвет­ков у рас­те­ний, опы­ля­е­мых ле­ту­чи­ми мы­ша­ми
11.  
i

Опре­де­ли­те фазу мей­о­за по опи­са­нию:

 

го­мо­ло­гич­ные хро­мо­со­мы рас­хо­дят­ся к по­лю­сам клет­ки; к каж­до­му по­лю­су от­хо­дит умень­шен­ный вдвое по срав­не­нию с ро­ди­тель­ской клет­кой набор хро­мо­сом.

1) ана­фа­за I
2) про­фа­за II
3) ме­та­фа­за I
4) те­ло­фа­за II
12.  
i

Одним из спо­со­бов транс­пор­та ве­ществ через пл эз­ма­лем­му яв­ля­ет­ся эн­до­ци­тоз. Ука­жи­те ха­рак­тер­ные для него при­зна­ки:

 

а)  свя­зан с ра­бо­той ион­ных на­со­сов;

б)  одной из раз­но­вид­но­стей яв­ля­ет­ся об­лег­чен­ная диф­фу­зия;

в)  ре­гу­ли­ру­ет рас­пре­де­ле­ние ионов Mg2+ по обе сто­ро­ты мем­бра­ны;

г)  обес­пе­чи­ва­ет за­хват и по­гло­ще­ние твер­дых ча­стиц и жид­ко­сти.

1) а, б
2) а, в
3) б, г
4) толь­ко г
13.  
i

Ука­жи­те утвер­жде­ние, верно ха­рак­те­ри­зу­ю­щее осо­бен­но­сти на­след­ствен­но­сти и из­мен­чи­во­сти че­ло­ве­ка:

1) у маль­чи­ка с син­дро­мом Кляйн­фель­те­ра име­ет­ся лиш­няя Х-хро­мо­со­ма
2) ген­ные бо­лез­ни по на­след­ству не пе­ре­да­ют­ся, пе­ре­да­ет­ся пред­рас­по­ло­жен­ность к ним
3) все хро­мо­сом­ные бо­лез­ни у но­во­рож­ден­ных детей успеш­но ле­чат­ся с по­мо­щью спе­ци­аль­ной диеты
4) ге­не­а­ло­ги­че­ский метод дает воз­мож­ность ис­сле­до­вать струк­ту­ру хро­мо­сом у здо­ро­вых и боль­ных людей
14.  
i

Ука­жи­те при­зна­ки, ха­рак­тер­ные для по­ло­во­го (I) и бес­по­ло­го (II) раз­мно­же­ния:

 

а)  обес­пе­чи­ва­ет су­ще­ство­ва­ние жизни на Земле;

б)  при­во­дит к уси­ле­нию дей­ствия дви­жу­ще­го от­бо­ра;

в)  новый ор­га­низм воз­ни­ка­ет путем пар­те­но­ге­не­за;

г)  на ма­те­рин­ском ор­га­низ­ме об­ра­зу­ют­ся спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные клет­ки  — споры;

д)  в нем участ­ву­ют ви­до­из­ме­нен­ные ве­ге­та­тив­ные по­бе­ги;

е)  один из спо­со­бов - фраг­мен­та­ция тела.

1) I — а, б, в; II — а, г, д, е
2) I —а, б, е; II —в, г, д
3) I —а, в, г; II —б, д, е
4) I —б; II —а, б, в, е
15.  
i

Вы­бе­ри­те от­ли­чи­тель­ные при­зна­ки про­цес­сов пла­сти­че­ско­го (I) и энер­ге­ти­че­ско­го (II) об­ме­на, а также при­зна­ки, общие для про­цес­сов обоих типов (III):

 

а)  про­ис­хо­дит син­тез слож­ных ор­га­ни­че­ских ве­ществ;

б)  пре­об­ла­да­ют при фи­зи­че­ских на­груз­ках;

в)  энер­гия ак­ку­му­ли­ру­ет­ся в виде мак­ро­эр­гичс­ских свя­зей АТФ;

г)  ка­та­ли­зи­ру­ют­ся фер­мен­та­ми;

д)  про­те­ка­ют с за­тра­та­ми энер­гии.

1) I — а, б; II — г, д; III — в
2) I — а, д; II — б, в; III — г
3) I — в, г; II — а, д; III — б
4) I — д; II — а, в; III — б, г
16.  
i

Ука­жи­те при­ме­ры, под­твер­жда­ю­щие био­ге­не­ти­че­ский закон:

 

а)  фор­ми­ро­ва­ние пе­ре­по­нок между паль­ца­ми ног у во­до­пла­ва­ю­щих птиц;

б)  от­сут­ствие хво­ста у че­ло­ве­ко­об­раз­ных обе­зьян;

в)  на­ли­чие нерв­ной труб­ки у лан­цет­ни­ка;

г)  на­ли­чие пуха у птен­цов вы­вод­ко­вых птиц;

д)  один круг кро­во­об­ра­ще­ния у го­ло­ва­сти­ка ля­гуш­ки.

1) а, г, д
2) б, в
3) в, г, д
4) толь­ко д
17.  
i

На ри­сун­ке изоб­ра­жен гриб:

1) тру­то­вый
2) плес­не­вый
3) го­ловнёвый
4) шля­поч­ный
18.  
i

На тер­ри­то­рии Бе­ла­ру­си пас­ту­шья сумка обык­но­вен­ная - это:

1) охра­ня­е­мый вид
2) объ­ект ово­ще­вод­ства
3) пло­до­во-ягод­ная куль­ту­ра
4) рас­про­стра­нен­ный сор­няк сель­хоз­уго­дий
19.  
i

На схеме стро­е­ния корня рас­те­ния циф­рой 3 обо­зна­че­на зона:

1) де­ле­ния
2) вса­сы­ва­ния
3) про­ве­де­ния
4) рас­тя­же­ния и диф­фе­рен­ци­ров­ки
20.  
i

Со­глас­но би­нар­ной но­мен­кла­ту­ре в на­зва­нии си­ни­ца боль­шая слово «боль­шая»

1) ви­до­вой эпи­тет
2) на­зва­ние се­мей­ства
3) ука­за­ние чис­лен­но­сти вида в при­ро­де
4) на­зва­ние рода, к ко­то­ро­му от­но­сит­ся вид
21.  
i

На ри­сун­ке ске­ле­та птицы груд­ной киль обо­зна­чен циф­рой:

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
22.  
i

У ля­гуш­ки озер­ной:

1) трех­ка­мер­ное серд­це
2) внут­рен­нее опло­до­тво­ре­ние
3) ор­га­ны вы­де­ле­ния — та­зо­вые почки
4) по­зво­ноч­ник со­сто­ит из пяти от­де­лов: шей­но­го, груд­но­го, по­яс­нич­но­го, крест­цо­во­го и хво­сто­во­го
23.  
i

Опре­де­ли­те на­се­ко­мое по опи­са­нию:

 

ро­то­вой ап­па­рат гры­зу­щий; пе­ред­ние ко­неч­но­сти ро­ю­щие; раз­ви­тие с не­пол­ным пре­вра­ще­ни­ем.

1) му­ра­вей
2) мед­вед­ка
3) шел­ко­пряд
4) ко­ло­рад­ский жук
24.  
i

Ука­жи­те вер­ное утвер­жде­ние:

1) про­ка­ри­о­ты раз­мно­жа­ют­ся путем спо­ро­об­ра­зо­ва­ния
2) аэроб­ное ды­ха­ние у бак­те­рий про­те­ка­ет в ми­то­хон­дри­ях
3) кокки — это па­лоч­ко­вид­ные (удли­нен­ные) клет­ки про­ка­ри­от
4) с уча­сти­ем бак­те­рий, осу­ществ­ля­ю­щих бро­же­ние, про­ис­хо­дит ква­ше­ние ка­пу­сты
25.  
i

Часть мя­ко­ти листа, в ко­то­рой фо­то­син­тез про­ис­хо­дит наи­бо­лее ин­тен­сив­но, обо­зна­че­на на ри­сун­ке циф­рой:

1) 5
2) 2
3) 6
4) 8
26.  
i

У ку­куш­ки­но­го льна обык­но­вен­но­го:

1) нет по­кров­ной ткани
2) стерж­не­вая кор­не­вая си­сте­ма
3) спо­ро­фит пред­став­лен ко­ро­боч­кой на ножке
4) ли­стья со­сто­ят из мерт­вых во­до­нос­ных кле­ток
27.  
i

Вы­бе­ри­те при­зна­ки, ха­рак­тер­ные для сосны обык­но­вен­ной:

 

а)  опло­до­тво­ре­ние двой­ное;

б)  фор­ми­ру­ет­ся сухой мно­го­се­мян­ный плод;

в)  в стеб­ле и ли­стьях име­ют­ся смо­ля­ные ходы;

г)  в со­став дре­ве­си­ны вхо­дят со­су­ды, ме­ха­ни­че­ские во­лок­на и па­рен­хим­ные клет­ки;

д)  муж­ской га­ме­то­фит пред­став­лен пыль­це­вым зер­ном.

1) а, б, в
2) а, в, г
3) 6, г, д
4) в,д
28.  
i

На при­уса­деб­ном участ­ке уме­рен­но увлаж­нен­ная гли­ни­стая почва. Ука­жи­те, при какой тем­пе­ра­ту­ре почвы (I) и глу­би­не за­дел­ки зер­но­вок (II) усло­вия для про­рас­та­ния зер­но­вок пше­ни­цы будут наи­бо­лее бла­го­при­ят­ны­ми:

1) I - +1 °С; II - 15 см
2) I - +2 °С; II - 20 см
3) I - +7 °С; II - 5 см
4) I - +28 °С; II - 1 см
29.  
i

Гор­бу­ша и осетр от­но­сят­ся к:

1) раз­ным типам
2) од­но­му от­ря­ду
3) раз­ным клас­сам од­но­го типа
4) раз­ным от­ря­дам од­но­го клас­са
30.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие:

ЖИ­ВОТ­НОЕ

1 — пру­до­вик

2 — три­хи­нел­ла

3 — бычий це­пень

ХА­РАК­ТЕР­НЫЙ ПРИ­ЗНАК

а)язык с тер­кой

б)  дву­сто­рон­няя сим­мет­рия тела

в)  за­мкну­тая кро­ве­нос­ная си­сте­ма

г)  на­ли­чие кожно-му­скуль­но­го мешка

д)  нерв­ная си­сте­ма раз­бро­сан­но-уз­ло­во­го тип

1) 1ав; 2гд; 36
2) 1аг; 2бв; Згд
3) 1ад; 2бг; Збг
4) 1вд ; 2г; Збгд
31.  
i

На схеме стро­е­ния глаза че­ло­ве­ка циф­рой 1 обо­зна­че­на(-о):

1) скле­ра
2) сет­чат­ка
3) ро­го­ви­ца
4) рес­нич­ное тело
32.  
i

В крови че­ло­ве­ка со­дер­жат­ся ан­ти­те­ла (аг­глю­ти­ни­ны) β и нет ан­ти­тел (аг­глю­ти­ни­нов) α.

Ука­жи­те груп­пу крови че­ло­ве­ка:

1) I
2) II
3) III
4) IV
33.  
i

Аби­ту­ри­ент, серд­це ко­то­ро­го со­кра­ща­ет­ся в сред­нем 75 раз в ми­ну­ту, на­ка­ну­не эк­за­ме­на по­вто­рял ма­те­ри­ал в те­че­ние 8 часов. За дан­ный пе­ри­од вре­ме­ни при таком ритме же­лу­доч­ки серд­ца на­хо­ди­лись в со­сто­я­нии си­сто­лы:

1) 1 час
2) 5 часов
3) 3 часа
4) 4 часа
34.  
i

Вы­бе­ри­те при­зна­ки, ха­рак­тер­ные для ткани ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка, изоб­ра­жен­ной на ри­сун­ке:

 

а)  от­но­сит­ся к тка­ням внут­рен­ней среды;

б)  меж­кле­точ­ное ве­ще­ство не раз­ви­то;

в)  об­ра­зу­ет связ­ки и су­хо­жи­лия;

г)  об­ла­да­ет спо­соб­но­стью к ре­ге­не­ра­ции;

д)  обес­пе­чи­ва­ет пе­ре­ме­ще­ние тела в про­стран­стве.

1) а, б, д
2) а, в, г
3) б, г
4) в, д
35.  
i

Лу­че­вая кость у че­ло­ве­ка яв­ля­ет­ся:

1) плос­кой
2) губ­ча­той
3) труб­ча­той
4) сме­шан­ной
36.  
i

Пре­пят­ству­ет чрез­мер­ной по­те­ре тепла ор­га­низ­мом че­ло­ве­ка через кож­ные по­кро­вы пре­иму­ще­ствен­но:

1) дерма (соб­ствен­но кожа)
2) ро­го­вой слой эпи­дер­ми­са
3) рост­ко­вый слой эпи­дер­ми­са
4) под­кож­ная жи­ро­вая клет­чат­ка
37.  
i

Вы­бе­ри­те утвер­жде­ния, вер­ные в от­но­ше­нии пи­ще­ва­ри­тель­ной си­сте­мы и об­ме­на ве­ществ в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка:

 

а)  пе­чень ко­рот­ким про­то­ком свя­за­на с же­луд­ком;

б)  му­ску­ла­ту­ра же­луд­ка со­сто­ит из не­сколь­ких слоев глад­ких мышц;

в)  слюна со­дер­жит ами­ла­зу и маль­та­зу;

г)  в ро­то­вой по­ло­сти взрос­ло­го че­ло­ве­ка в норме 4 малых ко­рен­ных зуба;

д)  при не­до­стат­ке ви­та­ми­на В, про­ис­хо­дит на­коп­ле­ние не­до­окис­лен­ных про­дук­тов об­ме­на ве­ществ в мы­шеч­ной и нерв­ной тка­нях.

1) а, б, в
2) а, г, д
3) б, в, д
4) в, г, д
38.  
i

Под­бе­ри­те не­до­ста­ю­щее по­ня­тие, учи­ты­вая, что между ука­зан­ны­ми па­ра­ми су­ще­ству­ет оди­на­ко­вая ло­ги­че­ская связь:

 

ин­су­лин  — са­хар­ный диа­бет = кор­ти­зол  — ?

1) мик­се­де­ма
2) ба­зе­до­ва бо­лезнь
3) брон­зо­вая бо­лезнь
4) не­са­хар­ный диа­бет
39.  
i

Вы­бе­ри­те три при­зна­ка, ха­рак­тер­ные для струк­ту­ры клет­ки, схе­ма­ти­че­ски изоб­ра­жен­ной на ри­сун­ке:

 

1)  ха­рак­тер­на для кле­ток рас­те­ний;

 

2)  яв­ля­ет­ся цен­тром сбор­ки мик­ро­тру­бо­чек;

 

3)  со­дер­жит све­то­чув­стви­тель­ные пиг­мен­ты;

 

4)  впя­чи­ва­ния внут­рен­ней мем­бра­ны об­ра­зу­ют ти­ла­ко­и­ды;

 

5)  обес­пе­чи­ва­ет рас­щеп­ле­ние утра­тив­ших функ­ци­о­наль­ную ак­тив­ность ор­га­но­и­дов;

 

6)  за­пол­не­на кле­точ­ным соком, со­дер­жа­щим соли, ор­га­ни­че­ские кис­ло­ты, ал­ка­ло­и­ды, та­ни­ны, ан­то­ци­а­ны.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. На­при­мер: 135.

40.  
i

Для каж­до­го при­ме­ра му­та­ци­он­ных из­ме­не­ний в мо­ле­ку­ле ДНК ука­жи­те вид му­та­ции:

 

Ге­не­ти­че­ская карта участ­ка хро­мо­со­мы

Вид му­та­ции
до му­та­циипосле му­та­ции1) де­ле­ция
2) ин­вер­сия
3) три­со­мия
4) мо­но­со­мия
5) ду­пли­ка­ция
6) по­лип­ло­и­дия
7) транс­ло­ка­ция
A) tre-leu-pro-lac-gal-try-histre-pro-lac-gal-try-his
Б) bog-rad-foxl-met-qui-txu-sqmbog-rad-foxl-met-qui-sqm
В) AroC-PurC-Dsd-PheB-AroB-His AroC-PurC-Dsd-Dsd-PheB-AroB-His

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца могут из­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз. На­при­мер: А6Б6ВЗ.

41.  
i

Ука­жи­те, диф­фе­рен­ци­ров­ка кле­ток ка­ко­го за­ро­ды­ше­во­го лист­ка при­во­дит к об­ра­зо­ва­нию ука­зан­ных струк­тур по­зво­ноч­ных жи­вот­ных:

СТРУК­ТУ­РА

A)  пе­чень

Б)  хру­ста­лик глаза

B)  мо­лоч­ные же­ле­зы

Г)  щи­то­вид­ная же­ле­за

Д)  пла­ва­тель­ный пу­зырь

ЗА­РО­ДЫ­ШЕ­ВЫЙ ЛИ­СТОК

1)  эн­то­дер­ма

2)  эк­то­дер­ма

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А2Б2В2Г1Д1.

42.  
i

Фраг­мент мо­ле­ку­лы ДНК (двой­ная спи­раль) имеет длину 68 нм и со­дер­жит 120 ти­ми­ди­ло­вых нук­лео­ти­дов. Рас­счи­тай­те про­цент­ное со­дер­жа­ние гу­а­ни­ло­вых нук­лео­ти­дов, вхо­дя­щих в со­став дан­но­го фраг­мен­та ДНК, учи­ты­вая, что один виток двой­ной спи­ра­ли ДНК со­дер­жит 10 пар нук­лео­ти­дов и имеет длину 3,4 нм.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в виде це­ло­го числа без знака про­цен­тов, еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 12.

43.  
i

У удава окрас пятен на теле опре­де­ля­ет­ся двумя ге­на­ми, один из ко­то­рых ло­ка­ли­зо­ван в ауто­со­ме, а дру­гой  — в Z-хро­мо­со­ме. Для по­яв­ле­ния ко­рич­не­вых пятен не­об­хо­ди­мо на­ли­чие до­ми­нант­ных ал­ле­лей обоих генов. Все осталь­ные ва­ри­ан­ты ге­но­ти­пов при­во­дят к раз­ви­тию жел­тых пятен, в экс­пе­ри­мен­те скре­сти­ли чи­стые линии уда­вов: самку с ко­рич­не­вы­ми пят­на­ми и ре­цес­сив­но­го по обоим генам самца с жел­ты­ми пят­на­ми. Затем ги­бри­ды скре­сти­ли между собой, при этом было по­лу­че­но 32 яйца. Рас­счи­тай­те, из сколь­ких яиц вы­лу­пят­ся самки с жел­ты­ми пят­на­ми, учи­ты­вая, что жен­ский пол яв­ля­ет­ся ге­те­ро­га­мет­ным и рас­щеп­ле­ние со­от­вет­ству­ет тео­ре­ти­че­ски ожи­да­е­мо­му.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в виде це­ло­го числа, еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 12.

44.  
i

Паст­бищ­ная цепь эко­си­сте­мы со­сто­ит из сле­ду­ю­щих зве­ньев (пе­ре­чис­ле­ны в слу­чай­ном по­ряд­ке!): си­ни­ца, дуб, яст­реб-пе­ре­пе­лят­ник, шел­ко­пряд. В эко­си­сте­ме оби­та­ет 5 пар яст­ре­бов. Опре­де­ли­те, сколь­ко ва­ло­вой пер­вич­ной про­дук­ции (т) не­об­хо­ди­мо для при­ро­ста каж­до­го яст­ре­ба на 100 г, если в дан­ной пи­ще­вой цепи со­блю­да­ет­ся пра­ви­ло 10 %, траты про­ду­цен­тов на ды­ха­ние со­став­ля­ют 60 %, в 100 г про­ду­цен­тов за­клю­че­но 200 кДж энер­гии, а в 100 г кон­су­мен­тов III по­ряд­ка  — 400 кДж.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в виде це­ло­го числа, еди­ни­цы и из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 12.

45.  
i

Ука­жи­те жиз­нен­ную форму при­ве­ден­ных рас­те­ний:

РАС­ТЕ­НИЕ

А)  лопух боль­шой

Б)  ов­ся­ни­ца вы­со­кая

В)  смо­ро­ди­на чер­ная

Г)  ель обык­но­вен­ная

Д)  си­рень обык­но­вен­ная

ЖИЗ­НЕН­НАЯ ФОРМА

1)  травы

2)  де­ре­вья

3)  ку­стар­ни­ки

4)  ку­стар­нич­ки

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца могут не ис­поль­зо­вать­ся. На­при­мер: А4Б4ВЗГЗД1.

46.  
i

Вы­бе­ри­те три при­зна­ка, ко­то­рые от­ли­ча­ют амебу обык­но­вен­ную от хло­рел­лы:

 

1)  ав­то­троф­ный тип пи­та­ния;

 

2)  на­ли­чие цел­лю­лоз­ной обо­лоч­ки;

 

3)  место оби­та­ния  — прес­ные во­до­е­мы;

 

4)  на­ли­чие пи­ще­ва­ри­тель­ных ва­ку­о­лей;

 

5)  по­сто­ян­ная ша­ро­вид­ная форма клет­ки;

 

6)  пе­ре­дви­же­ние с по­мо­щью лож­но­но­жек;

 

7)  бес­по­лое раз­мно­же­ние путем де­ле­ния клет­ки на­двое.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. На­при­мер: 135.

47.  
i

Клас­си­фи­ци­руй­те ме­до­нос­ную пчелу, на­чи­ная с са­мо­го низ­ко­го ранга, рас­по­ло­жив по по­ряд­ку пять под­хо­дя­щих эле­мен­тов из пред­ло­жен­ных:

 

1)  род Пчела;

 

2)  класс На­се­ко­мые;

 

3)  отряд Дву­кры­лые;

 

4)  цар­ство Жи­вот­ные;

 

5)  тип Чле­ни­сто­но­гие;

 

6)  класс Бес­по­зво­ноч­ные;

 

7)  отдел От­кры­то­че­люст­ные;

 

8)  отряд Пе­ре­пон­ча­то­кры­лые

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, со­блю­дая по­лу­чен­ную по­сле­до­ва­тель­ность. На­при­мер: 65238.

48.  
i

Схе­ма­ти­че­ские ри­сун­ки 1—4 от­ра­жа­ют осо­бен­но­сти стро­е­ния ор­га­нов ды­ха­ния по­зво­ноч­ных жи­вот­ных. Для каж­до­го жи­вот­но­го под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую схему:

 

A)  глу­харь;

 

Б)  жаба серая;

 

B)  мед­ведь бурый;

 

Г)  олень бла­го­род­ный;

 

Д)  га­дю­ка обык­но­вен­ная.

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв. На­при­мер: МБ4ВЗГ2Д1.

49.  
i

Ле­гоч­ная вен­ти­ля­ция (ЛВ) опре­де­ля­ет­ся по фор­му­ле

 

ЛВ = ча­сто­та ды­ха­ния х ды­ха­тель­ный объем.

 

Рас­счи­тай­те ЛВ че­ло­ве­ка (см3/мин), если из­вест­но, что ре­зерв­ный объем вы­до­ха со­став­ля­ет 1500 см5, жиз­нен­ная ем­кость лег­ких  — 4200 см3, ча­сто­та ды­ха­ния  — 15 ды­ха­тель­ных актов (вдох-выдох) за 1 мин, ре­зерв­ные объ­е­мы вдоха и вы­до­ха равны.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в виде це­ло­го числа, еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 12.

50.  
i

Ука­жи­те три при­зна­ка, ха­рак­тер­ные для струк­ту­ры, обо­зна­чен­ной на схе­ма­ти­че­ском ри­сун­ке го­лов­но­го мозга че­ло­ве­ка циф­рой 6:

 

1)  син­те­зи­ру­ет ок­си­то­цин;

 

2)  вхо­дит в со­став про­ме­жу­точ­но­го мозга;

 

3)  со­сто­ит из чет­ве­ро­хол­мия и ножек мозга;

 

4)  по­кры­та корой с бо­роз­да­ми и из­ви­ли­на­ми;

 

5)  ре­гу­ли­ру­ет мы­шеч­ный тонус, ко­ор­ди­ни­ру­ет дви­же­ния;

 

6)  обес­пе­чи­ва­ет под­дер­жа­ние по­сто­ян­ства внут­рен­ней среды ор­га­низ­ма;

 

7)  со­дер­жит цен­тры не­про­из­воль­ных ре­флек­сов мо­че­ис­пус­ка­ния и де­фе­ка­ции.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. На­при­мер: 135.